ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ
секции «Инженерное образование в ИТ»
3-я «Международная конференция, посвященная 70-летию кафедры ИУ6 «Управление качеством инженерного образования. Перспективы Искусственного интеллекта»»
ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИИ: смешанный (очный + online)
ПРИСУТСТВОВАЛИ (35-40 человек):
Руководитель секции: Булдакова Татьяна Ивановна – д.т.н., профессор кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Секретарь секции: Ланцберг Анна Вильямовна – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Чистякова Тамара Балабековна — руководитель, вед. науч. сотр. Лаборатории мирового уровня, зав. кафедрой систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ), д-р техн. наук, проф.;
Хартов Вячеслав Яковлевич – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Попов Алексей Юрьевич – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Миков Дмитрий Вячеславович – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Вишневская Юлия Александровна – ассистент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Соколов Александр Павлович – к.ф.-м.н., доцент кафедры РК6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Новожилова Инна Васильевна – к.т.н., доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ)
Полосин Андрей Николаевич – к.т.н., доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ)
Студенты первого и второго курсов магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана
Студенты третьего курса бакалавриата и первого курса магистратуры СПбГТИ(ТУ)
ВЫСТУПЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ:
На секции было представлено 6 докладов (очных и дистанционных) в соответствии с Программой. Вопросы и обсуждения, связанные с развитием инженерного образования в ИТ, переросли в незапланированный Круглый стол. В результате заседание секции 1 продолжалось 5 часов.
Большой интерес вызвал доклад Чистяковой Т.Б. «Подготовка инжиниринговых команд для проектирования цифровых информационных моделей промышленных объектов с рециклингом». Обсуждение доклада заняло полтора часа. Студенты познакомились с принципами формирования инжиниринговых команд для решения комплексных задач, требующих знания современных интеллектуальных технологий, методов анализа больших объемов разнородных данных, компьютерного моделирования. В докладе был представлен оригинальный подход к проектированию и модернизации промышленных объектов на основе применения цифровых моделей.
Не меньший интерес вызвал доклад Чистяковой Т.Б. «Архитектура виртуального тренажера для обучения перенастройке экструзионно-каландровых производств многоассортиментных полимерных пленок», по которому были заданы вопросы от преподавателей и студентов. Дискуссию вызвал вопрос Хартова В.Я. о стратегических и тактических целях и задачах применения и развития архитектуры виртуального тренажера.
В дискуссии по докладу Вишневской Ю.А. «Исследование перспективного интеллектуального метода в лабораторном практикуме» приняли участие Чистякова Т.Б., Попов А.Ю., Полосин А.Н., Соколов А.П. Докладчику были заданы вопросы о перспективах использования интеллектуального метода в прикладных задачах, о параметрах и алгоритмах, используемых для реализации метода, о способах реализации метода.
В дискуссии по докладу Ланцберг А.В. «Поколения образовательных стандартов высшего образования» приняли участие Чистякова Т.Б., Попов А.Ю., Булдакова Т.И. Докладчику были заданы вопросы о перспективах развития образовательных стандартов, о необходимости жесткой регламентации образовательных программ, об заказчиках и источниках финансирования разработки современных образовательных программ, удовлетворяющих современным требованиям рынка труда и Минобрнауки. В дискуссии приняли также участие студенты второго курса магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые подняли актуальные вопросы перехода из одного вуза в другой и перезачета дисциплин, об организации учебного процесса по дисциплинам, связанным с алгоритмизацией и программированием.
В дискуссии по докладу Булдаковой Т.И. «О переходе к новой модели системы высшего образования» приняли участие Чистякова Т.Б., Полосин А.Н., Новожилова И.В., студенты магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также студенты бакалавриата и магистратуры СПбГТИ. Участниками дискуссии были подняты важные вопросы о необходимости учета опыта подготовки инженерных кадров в прошлом и недостаточности четырехлетнего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, были затронуты вопросы, связанные с зарплатами молодых специалистов. В частности, отмечен недостаточный уровень зарплат в вузах молодых преподавателей, а также на крупных отраслевых предприятиях.
Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана отметили, что в университете в рамках программы бакалавриата ведется достаточная фундаментальная подготовки в области математики и программирования. Однако недостаток преподавателей-практиков (работающих на предприятиях) сказывается на том, что студенты не всегда на занятиях решают реальные практические задачи. Кроме того, студенты заинтересованы в увеличении количества практик на предприятиях, а также развитии командных видов работ по решению практических задач для понимания полного производственного цикла. Студенты подняли также темы, связанные с преподаванием дисциплин, связанных с алгоритмами и структурами данных. Несмотря на высокий теоретический уровень таких дисциплин, студентам не хватает практики программирования, в частности навыков спортивного программирования. Студенты отметили также положительные стороны в преподавании дисциплин и своей заинтересованности в дисциплинах, связанных с искусственным интеллектом, а также дисциплинах, преподаваемых индустриальными партнерами университета.
При обсуждении проблем внедрения дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, активное участие в дискуссии приняли также студенты СПбГТИ(ТУ), которые высказали свои пожелания о необходимости углубленного изучения интеллектуальных методов анализа данных для прикладных задач, а также изучения дисциплин по искусственному интеллекту, начиная с первого года обучения в университете. Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана поддержали коллег из СПбГТИ(ТУ), отметив, что дисциплины, связанные с методами машинного обучения, требуют высокого уровня математической подготовки, и лишь непрерывная подготовка, начиная с первого семестра, может дать положительный результат. Сотрудниками МГТУ им. Н.Э. Баумана было отмечено, что университет второй год участвует в программе Минобрнауки по искусственному интеллекту, и внедрил программы бакалавриата и магистратуры, которые в целом удовлетворяют потребностям студентов, высказанным на секции.
Студенты обоих вузов отметили, что зарплаты в ИТ-отрасли зачастую значительно превышают средний уровень зарплат по стране, и для работы в ИТ-отрасли не всегда требуется оконченное высшее образование. А потому наблюдается отток студентов, которые предпочитают выход на работу продолжению обучения в университете. Студенты высказали предположение о необходимости повышения мотивации студентов к образованию.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Продолжать в вузах работу по внедрению дисциплин и модулей, связанных с искусственным интеллектом, в соответствии с выбранными траекториями;
2. Вводить в дисциплины реальные производственные задачи и реализовывать подход «обучение через исследование»;
3. Продолжать привлечение индустриальных партнеров для повышения практикоориентированности подготовки студентов;
4. Опираться на проектный подход при планировании проведения практик, курсового и дипломного проектирования.