Новости

3-я «Международная конференция, посвященная 70-летию кафедры ИУ6 «Управление качеством инженерного образования. Перспективы Искусственного интеллекта»»

 

ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ
секции «Инженерное образование в ИТ»
3-я «Международная конференция, посвященная 70-летию кафедры ИУ6 «Управление качеством инженерного образования. Перспективы Искусственного интеллекта»»

ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИИ: смешанный (очный + online)
ПРИСУТСТВОВАЛИ (35-40 человек):
Руководитель секции: Булдакова Татьяна Ивановна – д.т.н., профессор кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Секретарь секции: Ланцберг Анна Вильямовна – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Чистякова Тамара Балабековна — руководитель, вед. науч. сотр. Лаборатории мирового уровня, зав. кафедрой систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ), д-р техн. наук, проф.;
Хартов Вячеслав Яковлевич – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Попов Алексей Юрьевич – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Миков Дмитрий Вячеславович – к.т.н., доцент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Вишневская Юлия Александровна – ассистент кафедры ИУ6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Соколов Александр Павлович – к.ф.-м.н., доцент кафедры РК6 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Новожилова Инна Васильевна – к.т.н., доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ)
Полосин Андрей Николаевич – к.т.н., доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и управления СПбГТИ(ТУ)
Студенты первого и второго курсов магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана
Студенты третьего курса бакалавриата и первого курса магистратуры СПбГТИ(ТУ)

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ:

На секции было представлено 6 докладов (очных и дистанционных) в соответствии с Программой. Вопросы и обсуждения, связанные с развитием инженерного образования в ИТ, переросли в незапланированный Круглый стол. В результате заседание секции 1 продолжалось 5 часов.

Большой интерес вызвал доклад Чистяковой Т.Б. «Подготовка инжиниринговых команд для проектирования цифровых информационных моделей промышленных объектов с рециклингом». Обсуждение доклада заняло полтора часа. Студенты познакомились с принципами формирования инжиниринговых команд для решения комплексных задач, требующих знания современных интеллектуальных технологий, методов анализа больших объемов разнородных данных, компьютерного моделирования. В докладе был представлен оригинальный подход к проектированию и модернизации промышленных объектов на основе применения цифровых моделей.

Не меньший интерес вызвал доклад Чистяковой Т.Б. «Архитектура виртуального тренажера для обучения перенастройке экструзионно-каландровых производств многоассортиментных полимерных пленок», по которому были заданы вопросы от преподавателей и студентов. Дискуссию вызвал вопрос Хартова В.Я. о стратегических и тактических целях и задачах применения и развития архитектуры виртуального тренажера.

В дискуссии по докладу Вишневской Ю.А. «Исследование перспективного интеллектуального метода в лабораторном практикуме» приняли участие Чистякова Т.Б., Попов А.Ю., Полосин А.Н., Соколов А.П. Докладчику были заданы вопросы о перспективах использования интеллектуального метода в прикладных задачах, о параметрах и алгоритмах, используемых для реализации метода, о способах реализации метода.

В дискуссии по докладу Ланцберг А.В. «Поколения образовательных стандартов высшего образования» приняли участие Чистякова Т.Б., Попов А.Ю., Булдакова Т.И. Докладчику были заданы вопросы о перспективах развития образовательных стандартов, о необходимости жесткой регламентации образовательных программ, об заказчиках и источниках финансирования разработки современных образовательных программ, удовлетворяющих современным требованиям рынка труда и Минобрнауки. В дискуссии приняли также участие студенты второго курса магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые подняли актуальные вопросы перехода из одного вуза в другой и перезачета дисциплин, об организации учебного процесса по дисциплинам, связанным с алгоритмизацией и программированием.
В дискуссии по докладу Булдаковой Т.И. «О переходе к новой модели системы высшего образования» приняли участие Чистякова Т.Б., Полосин А.Н., Новожилова И.В., студенты магистратуры МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также студенты бакалавриата и магистратуры СПбГТИ. Участниками дискуссии были подняты важные вопросы о необходимости учета опыта подготовки инженерных кадров в прошлом и недостаточности четырехлетнего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, были затронуты вопросы, связанные с зарплатами молодых специалистов. В частности, отмечен недостаточный уровень зарплат в вузах молодых преподавателей, а также на крупных отраслевых предприятиях.

Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана отметили, что в университете в рамках программы бакалавриата ведется достаточная фундаментальная подготовки в области математики и программирования. Однако недостаток преподавателей-практиков (работающих на предприятиях) сказывается на том, что студенты не всегда на занятиях решают реальные практические задачи. Кроме того, студенты заинтересованы в увеличении количества практик на предприятиях, а также развитии командных видов работ по решению практических задач для понимания полного производственного цикла. Студенты подняли также темы, связанные с преподаванием дисциплин, связанных с алгоритмами и структурами данных. Несмотря на высокий теоретический уровень таких дисциплин, студентам не хватает практики программирования, в частности навыков спортивного программирования. Студенты отметили также положительные стороны в преподавании дисциплин и своей заинтересованности в дисциплинах, связанных с искусственным интеллектом, а также дисциплинах, преподаваемых индустриальными партнерами университета.

При обсуждении проблем внедрения дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, активное участие в дискуссии приняли также студенты СПбГТИ(ТУ), которые высказали свои пожелания о необходимости углубленного изучения интеллектуальных методов анализа данных для прикладных задач, а также изучения дисциплин по искусственному интеллекту, начиная с первого года обучения в университете. Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана поддержали коллег из СПбГТИ(ТУ), отметив, что дисциплины, связанные с методами машинного обучения, требуют высокого уровня математической подготовки, и лишь непрерывная подготовка, начиная с первого семестра, может дать положительный результат. Сотрудниками МГТУ им. Н.Э. Баумана было отмечено, что университет второй год участвует в программе Минобрнауки по искусственному интеллекту, и внедрил программы бакалавриата и магистратуры, которые в целом удовлетворяют потребностям студентов, высказанным на секции.

Студенты обоих вузов отметили, что зарплаты в ИТ-отрасли зачастую значительно превышают средний уровень зарплат по стране, и для работы в ИТ-отрасли не всегда требуется оконченное высшее образование. А потому наблюдается отток студентов, которые предпочитают выход на работу продолжению обучения в университете. Студенты высказали предположение о необходимости повышения мотивации студентов к образованию.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Продолжать в вузах работу по внедрению дисциплин и модулей, связанных с искусственным интеллектом, в соответствии с выбранными траекториями;
2. Вводить в дисциплины реальные производственные задачи и реализовывать подход «обучение через исследование»;
3. Продолжать привлечение индустриальных партнеров для повышения практикоориентированности подготовки студентов;
4. Опираться на проектный подход при планировании проведения практик, курсового и дипломного проектирования.

Индустриальные партнеры

Партнеры


polyhim
 kc
kp
 komsprav
 
 Water Channel SPb
               
 ООО «НПП «Полихим»ООО «НПП «Полихим»  Kohlert Consulting ООО «Клёкнер Пентапласт Рус» ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» ООО «ПГ Фосфорит»  АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула»  ЗАО «Экспериментальный химический завод»   ГУП Водоканал г. Санкт-Петербурга

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

worldlab@technolog.edu.ru

    НАШ АДРЕС

    190013, Россия, Санкт-Петербург,
    Московский проспект, дом 24-26/49 литера А